07. Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Описание развивающей предметно-пространственной и информационно- образовательной среды
Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Программа предусматривает выделение микро - и макросреды и их составляющих.
Микросреда — это внутреннее оформление помещений. Макросреда—это ближайшее окружение детского сада (участок, соседствующие жилые дома и учреждения, ближний сквер, парк).
Оборудование помещений дошкольного учреждения безопасное, здоровьесберегающее, эстетически привлекательное и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект .
Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Весь материал доступен детям.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Оснащение уголков меняется, добавляется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
В качестве таких центров развития используется:
- уголок для ролевых игр;
- книжный уголок;
- зона для настольно-печатных игр;
- выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров)
- уголок природы (наблюдений за природой);
- спортивный уголок;
- игровой уголок (с игрушками, строительным материалом);
- уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей—конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;
- игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства.
- Кубанский уголок в миниатюре.
В групповой комнате созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена площадь, свободная от мебели и игрушек, дети обеспечены игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности (мячи, обручи, скакалки), происходит замена игрушек, стимулирующая двигательную активность.
Вид помещения |
Основное предназначение |
Оснащение |
|
Медицинский кабинет |
Осмотр детей, консультации медсестры, врачей; Консультативно-просветительская работа с родителями и сотрудниками ДОУ |
Изолятор Медицинский кабинет |
|
Коридоры |
Информационно-просветительская работа с сотрудниками ДОУ и родителями. |
Стенды для родителей, визитка ДОУ. Стенды для сотрудников |
|
Территория |
Прогулки, наблюдения; Игровая деятельность; Самостоятельная двигательная деятельность Трудовая деятельность |
Прогулочные площадки для детей всех возрастных групп. Игровое, функциональное, и спортивное оборудование. Физкультурная площадка. Цветники. |
|
Предметно-развивающая среда в группах |
|||
Физкультурный уголок |
Расширение индивидуального двигательного опыта в самостоятельной деятельности |
Оборудование для ходьбы, бега, равновесия Для прыжков Для катания, бросания, ловли Для ползания и лазания Атрибуты к подвижным и спортивным играм Нетрадиционное физкультурное оборудование |
|
Уголок природы |
Расширение познавательного опыта, его использование в трудовой деятельности
|
Календарь природы (2 мл, ср, ст, подг. гр) Комнатные растения в соответствии с возрастными рекомендациями Сезонный материал Паспорта растений Стенд со сменяющимся материалом на экологическую тематику Макеты Литература природоведческого содержания, набор картинок, альбомы Материал для проведения элементарных опытов Обучающие и дидактические игры по экологии Инвентарь для трудовой деятельности Природный и бросовый материал. |
|
Познавательный уголок |
Расширение познавательного сенсорного опыта детей |
Дидактический материал по сенсорному воспитанию Дидактические игры Настольно-печатные игры Познавательный материал Материал для детского экспериментирования |
|
Уголок строителя |
Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца |
Напольный строительный материал; Настольный строительный материал Пластмассовые конструкторы (младший возраст- с крупными деталями) Конструкторы с металлическими деталями- старший возраст Схемы и модели для всех видов конструкторов – старший возраст Мягкие строительно- игровые модули- младший возраст Транспортные игрушки Схемы, иллюстрации отдельных построек (мосты, дома, корабли, самолёт и др.). |
|
Игровая зона |
Реализация ребенком полученных и имеющихся знаний об окружающем мире в игре, накопление жизненного опыта |
Атрибутика для сюжетно-ролевых игр по возрасту детей («Семья», «Больница», «Магазин», «Школа», «Парикмахерская», «Почта», «Армия», «Космонавты», «Библиотека», «Ателье») Предметы- заместители |
|
Краеведческий уголок |
Расширение краеведческих представлений детей, накопление познавательного опыта |
Государственная и Краснодарская символика Образцы русских и кубанских костюмов Наглядный материала: альбомы, картины, фотоиллюстрации, глобус и др. Предметы народно- прикладного искусства Предметы русского и кубанского быта Детская художественная литература |
|
Книжный уголок |
Формирование умения самостоятельно работать с книгой, «добывать» нужную информацию. |
Детская художественная литература в соответствии с возрастом детей Наличие художественной литературы Иллюстрации по темам образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и ознакомлению с художественной литературой Материалы о художниках – иллюстраторах Портрет поэтов, писателей (старший возраст) Тематические выставки |
|
Театральный уголок |
Развитие творческих способностей ребенка, стремление проявить себя в играх-драматизациях |
Ширма Элементы костюмов Различные виды театров (в соответствии с возрастом) Предметы декорации |
|
Художественный уголок |
Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца |
Бумага разного формата, разной формы, разного тона Достаточное количество цветных карандашей, красок, кистей, тряпочек, пластилина (стеки, доски для лепки) Наличие цветной бумаги и картона Достаточное количество ножниц с закругленными концами, клея, клеенок, тряпочек, салфеток для аппликации Бросовый материал (фольга, фантики от конфет и др.) Место для сменных выставок детских работ, совместных работ детей и родителей Место для сменных выставок произведений изоискусства Альбомы- раскраски Наборы открыток, картинки, книги и альбомы с иллюстрациями, предметные картинки Предметы народно – прикладного искусства |
|
Музыкальный уголок |
Развитие творческих способностей в самостоятельно-ритмической деятельности |
Детские музыкальные инструменты Портрет композитора (старший возраст) Магнитофон Набор аудиозаписей Музыкальные игрушки (озвученные, не озвученные) Игрушки- самоделки Музыкально- дидактические игры Музыкально- дидактические пособия |
|
Спальня |
дневной сон гимнастика после сна. |
спальная мебель; физкультурное оборудование для гимнастики после сна: ребристая дорожка, массажные коврики и мячи. |
|
Раздевальная |
информационно – просветительская работа с родителями |
выставки детского творчества; наглядно – информационный уголок для родителей; физкультурный уголок |
|
Кабинет заведующего |
осуществление методической помощи педагогам; организация консультаций, семинаров, педагогических советов; выставка дидактических и методических материалов; |
Рабочее место педагога: ноутбук(1 шт) ; Принтер. - библиотека методической и педагогической литературы; библиотека периодических изданий; опыт работы педагогов; материалы консультаций, семинаров, семинаров – практикумов; материал заседания Совета педагогов; шкаф для используемых пособий;
|