Версия сайта для слабовидящих
22.12.2020 09:22
44

07. Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса

Описание развивающей предметно-пространственной и информационно- образовательной среды

Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Программа предусматривает выделение микро - и макросреды и их состав­ляющих.

Микросреда — это внутреннее оформление помещений. Макро­среда—это ближайшее окружение детского сада (участок, соседствующие жилые дома и учреждения, ближний сквер, парк).

Оборудование помещений дошкольного учреждения безо­пасное, здоровьесберегающее, эстетически привлекательное и развивающее. Мебель  соответствует  росту и возрасту детей, игруш­ки — обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект .

Пространство группы  организовано  в виде хорошо разграни­ченных зон («центры», «уголки»), оснащенных большим количеством раз­вивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, разви­вающее оборудование и пр.). Весь  материал  доступен детям.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выби­рать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Оснащение уголков меняется, добавляется в соответствии с тематическим планиро­ванием образовательного процесса.

В качестве таких центров развития используется:

  • уголок для ролевых игр;
  • книжный уголок;
  • зона для настольно-печатных игр;
  • выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров)
  • уголок природы (наблюдений за природой);
  • спортивный уголок;
  • игровой уголок (с игрушками, строительным материалом);
  • уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей—конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;
  • игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства.
  • Кубанский уголок в миниатюре.

В групповой комнате созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена площадь, свободная от ме­бели и игрушек, дети обеспечены игрушками, побуждающими к двигатель­ной игровой деятельности (мячи, обручи, скакалки), происходит замена игрушек, сти­мулирующая двигательную активность.      

Вид помещения

Основное предназначение

Оснащение

Медицинский кабинет

Осмотр детей, консультации  медсестры, врачей;

Консультативно-просветительская  работа с родителями и сотрудниками ДОУ

Изолятор

Медицинский  кабинет

Коридоры

Информационно-просветительская  работа  с  сотрудниками  ДОУ  и  родителями.

Стенды для  родителей,  визитка  ДОУ.

Стенды  для  сотрудников

Территория

Прогулки, наблюдения;

Игровая  деятельность;

Самостоятельная двигательная деятельность

Трудовая деятельность

Прогулочные  площадки  для  детей  всех  возрастных  групп.

Игровое, функциональное,  и спортивное  оборудование.

Физкультурная площадка.

 Цветники.

Предметно-развивающая среда в группах

Физкультурный

  уголок

Расширение  индивидуального  двигательного опыта  в  самостоятельной  деятельности

Оборудование  для ходьбы, бега, равновесия

Для прыжков

Для катания, бросания, ловли 

Для ползания и лазания

Атрибуты  к  подвижным  и спортивным  играм

Нетрадиционное физкультурное оборудование

Уголок природы

Расширение познавательного  опыта, его использование в трудовой деятельности

 

Календарь природы (2 мл, ср, ст, подг.  гр)

Комнатные растения в соответствии с возрастными рекомендациями

Сезонный материал

Паспорта растений

Стенд  со  сменяющимся  материалом  на  экологическую  тематику

Макеты

Литература   природоведческого  содержания, набор картинок, альбомы 

Материал для проведения элементарных опытов

Обучающие и дидактические игры по экологии

Инвентарь   для  трудовой  деятельности

Природный   и  бросовый  материал.

Познавательный

 уголок

Расширение  познавательного  сенсорного  опыта  детей

Дидактический материал по сенсорному воспитанию

Дидактические  игры

Настольно-печатные  игры

Познавательный материал

Материал для детского экспериментирования

Уголок строителя

Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца

Напольный  строительный  материал;

Настольный строительный материал

Пластмассовые конструкторы (младший возраст- с крупными деталями)

Конструкторы с металлическими деталями- старший возраст

Схемы и модели для всех видов конструкторов – старший возраст

Мягкие строительно- игровые модули- младший возраст

Транспортные  игрушки

Схемы, иллюстрации  отдельных  построек (мосты, дома, корабли, самолёт и  др.).  

Игровая зона

Реализация  ребенком  полученных  и  имеющихся знаний  об  окружающем  мире  в  игре, накопление  жизненного  опыта

Атрибутика для сюжетно-ролевых  игр по возрасту детей («Семья», «Больница», «Магазин», «Школа», «Парикмахерская», «Почта», «Армия», «Космонавты», «Библиотека», «Ателье»)

Предметы- заместители

Краеведческий уголок

Расширение  краеведческих  представлений  детей,  накопление  познавательного  опыта

Государственная и Краснодарская символика

Образцы русских и кубанских костюмов

Наглядный материала: альбомы, картины, фотоиллюстрации, глобус и др.

Предметы народно- прикладного искусства

Предметы русского и кубанского быта

Детская художественная литература

Книжный уголок

Формирование умения самостоятельно работать с книгой, «добывать» нужную информацию.

Детская   художественная  литература в соответствии с возрастом детей

Наличие художественной литературы

Иллюстрации по темам  образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и ознакомлению с художественной литературой

Материалы о художниках – иллюстраторах

Портрет поэтов, писателей (старший возраст)

Тематические выставки

Театральный уголок

Развитие  творческих  способностей  ребенка,  стремление  проявить  себя  в  играх-драматизациях

Ширма

Элементы костюмов

Различные виды театров (в соответствии с возрастом)

Предметы декорации

Художественный уголок

Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца

Бумага разного формата, разной формы, разного тона

Достаточное количество цветных карандашей, красок, кистей, тряпочек, пластилина (стеки, доски для лепки)

Наличие цветной бумаги и картона

Достаточное количество ножниц с закругленными концами, клея, клеенок, тряпочек, салфеток  для аппликации

Бросовый материал (фольга, фантики от конфет и др.)

Место для сменных выставок детских работ, совместных работ детей и родителей

Место для сменных выставок произведений изоискусства

Альбомы- раскраски

Наборы открыток, картинки, книги и альбомы с иллюстрациями, предметные картинки

Предметы народно – прикладного искусства

Музыкальный уголок

Развитие   творческих  способностей  в  самостоятельно-ритмической  деятельности

Детские музыкальные инструменты

Портрет композитора (старший возраст)

Магнитофон

Набор аудиозаписей

Музыкальные игрушки (озвученные, не озвученные)

Игрушки- самоделки

Музыкально- дидактические игры

Музыкально- дидактические пособия

Спальня

дневной сон

гимнастика после сна.

спальная мебель;

физкультурное оборудование для гимнастики после сна: ребристая дорожка, массажные коврики и мячи.

Раздевальная                                                    

информационно – просветительская работа с родителями

выставки детского творчества;

наглядно – информационный уголок для родителей;

физкультурный уголок

Кабинет заведующего

осуществление методической помощи педагогам;

организация консультаций, семинаров, педагогических советов;

выставка дидактических и методических материалов;

Рабочее место педагога: ноутбук(1 шт) ;

Принтер.

- библиотека методической и педагогической литературы;

библиотека периодических изданий;

опыт работы педагогов;

материалы консультаций, семинаров, семинаров – практикумов;

материал заседания Совета педагогов;

шкаф для используемых пособий;